В легкой дымке утренней зари, слегка застывший от свежести раннего утра, под деревом спит пастушок. Сразу становится ясно, что он провел здесь всю ночь. Его подопечные паслись рядом, но всю ночь не смыкали глаз. Они спокойно пасутся поблизости, чтобы немного поухаживать за хозяином, но в то же время не побеспокоить его.
Он не замечает, что уже светает, лицо его умиротворенно и спокойно, все еще во власти сна. Напротив, небо и темный лес вступают в неравный бой за территорию, но
и тогда понятно, что ночь не скоро возьмет верх. Пробиваются первые слабые лучи, но на небе по-прежнему царит ночь и легкие облака не спешат покидать свое убежище.
Сквозь густые и тяжелые ветви деревьев видно утреннее небо с золотыми полосами. Дремучий лес в своем сумрачном ночном виде стоит неподвижно, нигде не видно ни зверя, ни птицы — они еще спят. Ни травинки, ни веточки не выходит из сна. Только золотое небо и ярко-синее небо с голубоватыми всполохами сообщают мальчику-пастушку о заре.
Судя по умиротворению на лице мальчика, ему очень нравится это место, здесь он чувствует себя в безопасности и спокойствии. Повернувшись лицом к лесу, он словно доверяет ему свои мечты, отдавая себя на защиту природы.
Плавных переходов от тени к свету нет, так как автор хотел изобразить рассвет именно как победителя над тьмой ночи, как завоевателя, берущего города своими решительными действиями и натиском. Художник показал нам тонкость перехода от ночи к дню, от тьмы к свету, от смерти к жизни. Границ нет, все едино в своем постоянстве и зависимости. Без темных тонов и сумрачного леса разница между ночью и днем была бы не так заметна.
Зритель картины увидит покой и услышит тишину, которую не нарушают даже надоедливые сверчки.