Агни Йога – учение, сочетающее в себе черты восточных учений с некоторыми чертами чисто западных учений, его еще называют «Живая Этика». Ее сделала жена Рериха, он сам участвовал в создании, помог написать книгу, и картина Агни Йоги выражает то, чем было это учение для художника. И это был свет во тьме, путеводная звезда в бушующем, угрожающем мире.
На картине изображены горы — любимый сюжет Рериха, который всю жизнь пел о них, стремление к Шамбале и вечная красота неба над головой
они радужные, от желтого до темно-синего цвета, острый кончик царапает верхушку, но не может ее разорвать. На одинокой скале, возвышающейся над миром, стоит женщина (образцом для нее послужила жена Рериха Елена, что весьма символично).
На ней платье восточного вида, которое ниспадает до пят, ее волосы собраны в высокую прическу, напоминающую Японию или Китай. Она держит одну руку — правую, знаменующую, что в ней есть истина, — она держит протянутую перед собой, и белый огонь, пламя Знания и высшего смысла, горит на ее раскрытой ладони.
Образ написан так, что женщина напоминает путеводную звезду или маяк, одиноко застывший на скале. Все вокруг нее выполнено в холодных тонах, синем, сером, фиолетовом, и она сама такая же — холодная, отстраненная, и даже пламя в ее руке не алое и не желтое, а белое. Он может зажечь, но не согреть, и не правда ли — тепла в жизнь не принесет, а только осветит и укажет, куда идти дальше. Лишь тонкая полоска желтого на горизонте, быстро темнеющая вверху, кажется надеждой на рассвет, который рано или поздно наступит.
Женщина стоит в холодном, облачном, грустном мире, и вместе с белым пламенем над ее ладонью готовится подняться над миром сияющее солнце, которое осветит и согреет его светом Высшей Истины.