Н.К. Рерих имеет две картины с одинаковым сюжетом под названием «Последний ангел». Первый из них был создан за несколько лет до Первой мировой войны. Еще одна картина — тридцать лет спустя, в разгар Великой Отечественной войны.
На первом изображении мы видим ангела, спускающегося с небес на горящую землю. В его руках копье, направленное в небо, и щит. Небо почти полностью скрыто за облаками, на земле можно увидеть голубоватую реку и изумрудно-зеленое поле цветов, не тронутое огнем.
На второй картинке это
но ангел, спускающийся на землю, держит в руках меч и свиток. По мнению исследователей, в списке есть имена тех, кто прожил свою жизнь, духовно окреп, а значит, может быть спасен. На поясе у ангела ключ, как считается, от Нового Света. Сам пояс также является символом; это один из признаков суверенной власти.
Возвращение на когда-то использованный сайт связано с желанием уточнить, дополнить, развить. За эти годы мир полностью изменился, изменился и сам Рерих.
Действие на картине взято из Библии. Последний Ангел несет возмездие за грехи и бездуховность и начало обновленной жизни. Но в то же время это и предупреждение о многих бедствиях, которые неминуемо произойдут, если человечество не свернет с избранного пути.
Художник обладал уникальной способностью анализировать и предсказывать, куда повернется та или иная общественная сила, действовавшая в то время. По мнению историков, картины появлялись в моменты, когда грядущие социальные катастрофы считались невозможными.
В эти годы у Рериха появилось много картин апокалиптической направленности. Помимо «Последнего ангела», это например «Вестник» и «Город под куполом». Все использованные сюжеты были взяты из Библии и фольклора и предвещали почти неизбежные разрушения и страдания.