Эта картина Николая Рериха, можно сказать, является иллюстрацией к древней письменности Востока. Считается, что этот сюжет Рерих подсмотрел в одном из буддийских храмов, немного подумал и изобразил на холсте.
Изображение очень символично и переносит нас в далекое прошлое, когда Будда был еще жив. На полотне мы видим большую пещеру, где мудрец сидит в позе лотоса. Согласно писаниям, эти события действительно существовали. Считается, что Будда много лет скитался по миру в поисках
правда. Он решил спуститься в преисподнюю, где правил всемогущий владыка смерти. Преисподняя — это аллегория нашего сознания. Будда погружается глубоко в свои мысли, начинает обдумывать свои действия и таким образом находит великое просветление. Бог смерти, правящий этим подземным миром, есть не что иное, как наши искушения, страсти, недовольства. В этой темной пещере Будда сразился с владыкой смерти и победил его.
Рерих изобразил на этой картине момент, когда Будда уже победил злого царя. Один из камней, в правом нижнем углу картины, очень напоминает пасть страшного зверя. Возможно, это поверженный монстр. Вода, в которой сидит Будда, является источником жизни. Его еще называют источником знаний.
Таким образом мы понимаем, что эта пещера является не только символом преисподней, ада, но и воплощением человеческого невежества, невежества.
Николай Рерих, изображая темницу, в основном использует два цвета: синий и желтый. Они не смешиваются, а хорошо перекрывают друг друга. Примечательно, что художник не изображал источник освещения. Сам Будда кажется светящимся. Мудрец, преодолевший все свои страхи и искушения, стал великим, и это озарение исходит от его фигуры. Поза, в которой изображен Будда, считается канонической. Именно в такой позе обычно изображают этого мудреца.