С 1900 года Николай Рерих работает над запланированной серией картин на «славянскую» тему. Художник находился тогда в Париже, но все же смог воплотить вдохновлявшие его образы старой русской жизни. В качестве путешественника посещал раскопки. В Царскосельском уезде были обнаружены курганы, где, по преданиям, находились языческие молельни — капища. По традиции здесь приносили в жертву животных. Рерих изобразил образы языческих религиозных представлений в картине 1901 года «Идолы.
На высоком крутом холме
был построен славянский храм. Священное место для молитв и подношений окружено природными элементами. Мы видим скалу и синюю реку, текущую вдали. Стаи чаек мирно парят над ним. Вдалеке холмы зеленеют густой травой.
В состав храма входит несколько идолов – статуй языческих богов. В центре круга фигура старшего божества, а рядом с ним статуи поменьше. Все они украшены красочными этническими орнаментами. Также есть большой серый камень для жертвоприношения. Ритуальные атрибуты располагаются по кругу и обносятся частоколом. Верхушки бревен нарезаются на острые колья. К ним прикрепляют черепа мертвых животных, после того как они были принесены в жертву богам.
Рерих не изображал на картине людей. Но он прекрасно передал атмосферу язычества, рассматривая предметный мир. Он изучал историю, видел своими глазами раскопанных древних идолов, чтобы то, что запечатлено на полотне, когда-то воспринималось как реальное. Картина «Идолы» возвращает нас на столетия назад, когда славяне были ближе к природе, поклонялись ее силам и боялись ее.
Художник создал гармоничную композицию. Вертикальные линии частокола и высоких идолов заметно выделяются на фоне естественных плавных линий холмов и течения реки.
В Русском музее в Санкт-Петербурге каждый может полюбоваться легендарными «Идолами» Рериха.