Увлекшись восточными философскими и религиозными течениями, Рерих считал своим долгом нести их через творчество людям, далеким от них. Хотя он выражал себя через то, что у него получалось лучше всего — через живопись, — он также популяризировал то, во что верил. Даже если люди не понимали смысла картин, они могли заинтересоваться. Заинтересованы — читайте. Читай — верь.
«Мать мира» — одна из самых оптимистичных его картин, ведь сам ее смысл подразумевает конец темного века и начало светлого.
На троне с горы восседает Великая Мать, которая есть единственное женское начало, которую в разных религиях называли по-разному, никогда не забывай, но никогда. Императрица – это аркан Таро, который символизирует мать. Дева Мария – это христианское отражение матери.
Многие языческие, древние религии чтили не единого творца, а единую богиню, которая на заре времен дала жизнь миру. Именно этот древний архетип дающей, защищающей матери воплощает в себе Великая Мать. Ее лицо скрыто под капюшоном, но нижняя часть, видимая зрителю, бесстрастная и бронзового цвета, освещена, что указывает на скорое начало счастливого, светлого века и грядущее открытие знаний.
Хитон ниспадает ее свободными волнами, символизируя порядок и гармонию во всем, что окружает мать. За ней, в небе, семь старцев и три волхва — созвездия, а между ними восходит в сиянии и славе, прямо над головой Матери утренняя звезда, которая также возвещает всем радость.
Вокруг гор, служащих престолом Матери, течет река, символизирующая бесконечную реку жизни, которая питает сама себя. Рыбы, плавающие в нем, — это люди, их судьбы, ищущие себя в нескончаемом потоке. Из-за скал выглядывают женщина и мужчина, их позы выражают восхищение и благоговение.
И это правильно — пусть мать приносит только добро, не чтить ее кощунственно.