Рерих является не только художником, но и идейным вдохновителем «Пакта Рериха» — документа, разъясняющего неприкосновенность памятников истории и культуры во всем мире в любой ситуации, в том числе и на войне. Знак пакта — так называемое «знамя мира», которое состоит из трех красных кругов, заключенных в один большой круг. Существуют разные толкования этого символа. Согласно первому — он представляет прошлое, настоящее и будущее, заключенные в вечность.
Согласно другой, это религия, знание и искусство, заключенное
в кольце культуры. Христиане видят в знамени намек на троицу, согласно которой Бог есть Отец, Сын и Святой Дух, который, несмотря на троичность, есть единый Бог. Сам Рерих утверждал, что выбранный им знак встречается во многих культурах, и везде его значение близко к сакральному. Так не бывает просто так — это знак истины, вселенского знания и благодати. Обозначение их культурными ценностями, находящимися под защитой «пакта», разумно и правильно.
«Знамя Мира», как образ, есть само знамя на фоне синего, сумрачного города правды. Шамбала, земля, где торжествует истина, многократно воспетая Рерихом, не забыта им и здесь. Там он показывает, что везде, где развевается знамя, царят величие и истина и высший смысл, и преклоняться перед ценностями, отмеченными знаменем, — значит прикасаться к Шамбале, хотя и косвенно, ребром недостойного сознания.
Но, как это часто бывает у Рериха, картина имеет второстепенный план. По его словам, голубой город – это не Шамбала, а символ всего мира, находящегося в неведении и мраке. Знамя, поднятое над ним, должно стать путеводной звездой, которая приведет искателей к истине — отсюда холодные, тусклые цвета под знаменем и его почти осязаемое сияние, готовое изменить мир, если достаточное количество людей примет его как свой знак.