Картина создавалась в самый напряженный момент Отечественной войны. Тогда жизнь разделилась на два мира: кровопролитие и жестокость боя на фронте и долгое ожидание матерей, жен, детей в глубоком тылу. Каждая новость встречалась с трепетом и надеждой. В момент получения известия на ее полотне была изображена Нина Ватолина.
Она соединила на равнине два мира: здесь солдат, принесший весть с авангардом, и семья его сослуживца, с нетерпением принимающая известие.
Солдат сидит спиной к зрителю,
но так же ясно, что долго он здесь не задержится. Он держит пилота в руках, но пальто не снял. Солдат только присел отдохнуть после долгой дороги.
Эта женщина, мать, сидит рядом с ним за столом, держа на коленях маленькую девочку. Внучка спит, не подозревая о тревожном моменте, происходящем в доме. Жена и старшая дочь с замиранием сердца прочитали письмо дорогого человека.
Женщина, пробегая по строчкам, с тревогой и надеждой смотрит на каждую из них, ведь они написаны рукой любимого мужа, ведь это залог его натюрморта. Тот же трепет чувствуется и в старшей девочке: она улавливает каждое слово матери из письма отца, раз за разом вглядываясь в буквы, нарисованные его рукой.
Кажется, что время остановилось, и мир остановился: для присутствующих в зале нет важного сообщения, они живут этим моментом, пытаясь его продлить. Семья забыла о своих зубах, даже не доели ужин. Но об этом никто не помнит: самое главное сейчас — письмо мужа и отца, написанное им во время затишья между боями.
Даже гость не остался равнодушным, он тоже внимательно слушает новости на фронте, хотя и сам мог бы рассказать не меньше. Но радость момента позволила ему на минуту забыть о пережитом.
Солнечный свет, проникающий в окно, только усиливает чувство радости и надежды, поселившееся в доме с приходом новостей с фронта. Близкий человек остался жив и здоров. Сейчас приближаются советские войска, и с каждым днем все ближе конец войны.