Александра Сергеевича Пушкина заслуженно называют Солнцем русской поэзии. Именно таким мы видим его на портрете Ореста Кипренского. Этот художник имел славу одного из лучших портретистов, и именно поэтому Антон Дельвиг заказал ему изобразить своего друга, великого поэта А. С. Пушкина.
Современники находили, что портрет вполне реалистичен. Поэт изображен в пальто и плаще, накинутом на одно плечо. Так одевалась модная тогда молодежь. Но освещение на картине подобрано так, чтобы оно было максимально четким
выделяется не одежда, а пушкинская голова. Его лицо кажется светящимся, оно отмечено печатью вдохновения. Поэт как будто обдумывает новое стихотворение.
В то же время на лице поэта чувствуется тревога, это чувствуется по напряженно сжатым губам. Взгляд поэта довольно печален, в нем не прочитаешь спокойствия. Но во всей позе есть смирение и спокойствие. Это видно по изящным скрещенным на груди рукам.
Невозможно не заметить фигурку мышки в углу портрета. Бронзовая статуэтка в руках лиры. Это именно та мышь, о которой не раз упоминал в стихах Пушкин. Кипренский хотел показать, что поэт и его вдохновитель никогда не разлучаются.
Поскольку портрет был написан при жизни гения, есть сведения и о том, как его оценивал сам поэт. Пушкин нашел, что художник приукрашивал свою внешность. Однако талант настоящего портретиста не в том, чтобы с фотографической точностью передать каждую черту лица, а в том, чтобы изобразить духовный мир человека. Поэтому по прошествии многих веков и лет мы видим, как одухотворен Пушкин, как сияет озарением его лицо. Кипренский передал потомкам именно то, что мы должны знать о великом русском поэте. Ведь о том, как выглядел Пушкин, мы можем судить только по его портретам. Остальное в стихах и прозе до гения.