1904; холст, масло; Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
Картина Пабло Пикассо «Утюги» не зря является одной из самых известных жемчужин его творчества. Композиционно простая, выполненная в сдержанных матовых тонах работа наполнена жизнью и смыслом, она заставляет зрителя чувствовать, чувствовать, трогать его до глубины души.
Большую часть полотна занимает фигура девушки, склонившейся над столом, на котором разложено свежевыстиранное белье. У девушки в руках утюг, она тщательно гладит
каждую складку ткани и, кажется, полностью поглощена своей работой. Композиция настолько живая и натуральная, что запах выглаженной чистой ткани ощущается наяву.
В положении героини заметны напряжение и несоразмерность. Одно плечо поднято выше другого, голова наклонена, спина прогнута, руки с усилием сведены. Очевидно, что таким образом она проводит на работе не один час. Она еще очень молода и красива, но постоянная тяжелая работа в закрытом, мрачном помещении лишает ее молодости и сил. На первый взгляд незамысловатая композиция приобретает драматизм, стоит представить судьбу героини.
Но в этот момент ее лицо выглядит почти спокойным, как будто она не спит и наблюдает за движениями железа. Ее фигура освещена светом: белое платье, тонкие рабочие руки, белое белье на гладильной доске, вспышка света на металлической миске с водой и утюге. Фон картины погружен в темноту, детали сглажены и нечетко проработаны. За спиной гладильщицы виднеется белый тюк — вероятно, белье, которое ей предстоит гладить.
Образ оставляет ощущение яркой бабочки, запертой в тесной клетке, согнутой и порабощенной невидимыми цепями.