В изобразительном искусстве 16 века — времени заката Возрождения — тема полного духовного изменения была очень популярна. После гимна чувственности и материальности, характерного для эпохи Возрождения, наступают другие времена, когда все это начинает терять свою актуальность.
А художники находят новые идеи для самовыражения в соответствии с настроением общества. Не стал исключением и представитель венецианской школы Паоло Веронезе, обратившийся к едва ли не самой популярной среди живописцев религиозной картине
сюжет — история Саула.
О Савле рассказывается в библейских «Деяниях апостолов» — этот человек не только ненавидел христиан, он всячески пытался бороться с ними и учением Христа. Однажды он отправился в город Дамаск, чтобы стать там предводителем гонителей христиан. Но по дороге на Саула упал луч божественного света и ослепил его. И затем он услышал голос, спрашивающий, почему Саул преследует его? Потрясенный всем этим, прежний Савл — враг христиан — исчезает и на его место приходит другой Савл — верный последователь Иисуса, ставший с этого момента апостолом Павлом.
Центр композиции – упавший на землю конь Саула. Кажется, будто луч с неба имеет мощную силу, разметавшую все вокруг — деревья расступаются в стороны, словно от взрыва, лошади вырываются из рук всадников и отбиваются, люди бегут и падают. Сам Саул лежит ничком на земле, пораженный раскаянием Бога. Его тело напечатано в том же ракурсе, который Микеланджело любил использовать в своих полотнах.
В картине нет присущей эпохе Возрождения четкости, точности и нарочитой театральности действия — персонажи накладываются друг на друга, сталкиваются друг с другом, а некоторые из них отпечатаны лишь частично, как бы выходят за пределы холста. При этом зрителю предлагается, так сказать, принять на себя полноту образа изображения.
Все эти приемы были в то время новым словом в живописи и резко контрастировали с полотнами эпохи Возрождения, где все персонажи имели свои места, а место действия четко ограничивалось рамками картины.