Пётр Александрович Кривоногов — художник-боевик, картины которого стали классикой боевой живописи и живописной летописью Отечественной войны. Полотна входят в собрание русского реалистического искусства. П. А. Кривоногов был членом художественной студии военных художников, специализирующейся на военной тематике и пропагандистско-военной графике. Через год после окончания учёбы, в 1940 году, он был зачислен в ряды Студии Красной Армии, проехав с войсками из Волоколамска в Берлин.
В течение
во время войны Петр Александрович активно и с удвоенной энергией создает множество этюдов и графических работ. Большинство из них — портреты солдат, с которыми художник объехал пол-Европы. В дальнейшем при создании полномасштабных образов помогает создать яркий, достоверный и единый эмоциональный образ себя для воссоздания страшных сражений, решающих судьбы всего мира.
Одной из картин, прославляющих подвиг русских войск, является «Защитники Брестской крепости». Полотно написано в 1951 году. Материал для запечатления одного из самых грандиозных и ожесточенных сражений собирался тщательно, по крупицам, и требовал долгого и тщательного изучения. Это было невероятно сложно, так как к теме защитников Брестской крепости первым обратился П. Кривоногов. Подвиги героев не были описаны и упомянуты ни в литературе, ни в искусстве. Петр Александрович много времени проводил непосредственно на самом поле боя. Среди развалин крепости были сделаны сотни набросков и зарисовок.
На готовом полотне художник изображает момент битвы у Тираспольских ворот. Еще в 1941 году, 22 июня, воины Брестской крепости продемонстрировали перед наступающими захватчиками невиданное мужество и легендарный героизм нашего народа. На снимке запечатлен самый ответственный момент матча. После месяца осады от защитников крепости осталась лишь горстка раненых и обессиленных бойцов.
Одежда, испачканная кровью и грязью, белые бинты, скрывающие раны, и тела павших братьев по оружию на баррикадах. На первый взгляд типичная военная драма обретает новое развитие и перспективу. П. Кривоногов обогащает момент обширными деталями и цветовыми решениями. Остатки гарнизона — не безликая масса, а единое боевое братство, стремящееся к победе. Решимость, застывшая в лицах защитников, бесстрашно мчавшихся навстречу только что наступавшим немецким войскам.
Красные флаги, один из которых гордо реет на заднем плане, а другой на переднем плане с красноречивой надписью «Да здравствует коммунизм!», служат красноречивым символом непоколебимой стойкости защитников. Видимый сквозь облака и лучи солнца кусочек голубого неба, разделяющий две противоположные стороны и скользящий по стенам крепости, также дает ощущение надежды на лучшее, торжества мужества и стойкости воинов. Советские войска.