Голландский график и рисовальщик Питер Брейгель Старший, известный под прозвищем «земледелец», сделал один из своих первых листов «Большие рыбы едят малых» в 1557 году по рисункам и подписался именем уже ушедшего из жизни Босха по времени.
Работы Босха удивляли и впечатляли Брейгеля, а поддельное авторство приписывалось в угоду состоятельным клиентам. Гравюра интересна своим смысловым значением и передает мысль о том, что каждый является хищником и жертвой одновременно.
Брейгель в своей
произведения говорит о том, что нигде и никто не знает, что происходит на самом деле, и что произойдет в следующую секунду. Живописец жил в жестокие времена испанского рабства и инквизиции, но умел смеяться и смешить людей. Ничто не могло скрыться от саркастичного взгляда Брейгеля.
Гротеск проявлялся как в жанровой живописи, так и в евангельских повествованиях. Без интереса к конкретному человеку у него не было иллюзий относительно человечества: несчастный, слабый и ленивый. Смысл произведения Брейгеля быстро дошел до современников, ведь иллюстрации были взяты из пословиц.
Гравюра поразительно современная и иллюстрирует голландскую пословицу. На картинке изображена огромная рыба с открытым брюхом и открытым ртом, из которого вываливаются другие маленькие рыбки. Они, в свою очередь, держат более мелкую рыбу, а некрупная рыба летает по воде с открытым ртом в надежде схватить добычу.
На земле можно увидеть похожее на человека существо с рыбьим телом, которое уже затягивает в пасть собственную добычу. Так Брейгель изображает мир людей, где сильный пожирает слабого, но может быть и в роли жертвы большего существа.