Дорога на Голгофу — одна из самых известных картин основателя династии голландских живописцев Питера Брейгеля Старшего. Он относится к брюссельскому периоду творчества художника. Композиция на полотне вполне традиционна и использовалась современниками Брейгеля, такими как Питер Аартсен.
На картине изображена классическая библейская история — путь Христа к месту казни. Это действие очень популярно среди живописцев того времени — например, сын художника, Питер Брейгель, написал картину на подобную тему
Младший
В интерпретации Брейгеля популярная евангельская история представляет собой собрание многих людей. Среди них как непосредственные участники развернувшейся кампании, так и любопытные граждане. Эта интерпретация типична для брюссельского периода творчества Брейгеля. Христос изображен в центре картины – и в то же время затерян среди других человеческих фигур. Точно так же трудно различить главных героев на полотне в картине «Избиение младенцев» или «Проповедь Иоанна Крестителя».
Считается, что таким образом художник подчеркивал незаметность любого события, даже мирового значения, в повседневной жизни. В картине есть контраст между насмешливой толпой, многочисленной, разнообразной и бросающейся в глаза фигурой одного человека — Христа, несущего свой крест.
В этом эпизоде Брейгель сознательно отступил от канонического текста Библии. Согласно Новому Завету, часть пути креста нес некий Симон Киринеянин. В интерпретации Брейгеля присутствует и Кирена, столь же незаметная, как и остальные персонажи. Солдаты копьем отгоняют его от креста.
Есть и политическая составляющая. Брейгель описывает эту сцену как современную для него. Как будто испанские солдаты, владевшие в те годы Фландрией, ведут на распятие юного фламандского Христа.