Свою карьеру художник начал как художник-график. Четкость линий и четкость линии сохранены и видны во всех его картинах. Интерес к повседневной жизни сельских и городских жителей вылился в серию работ, в которых основное место отведено природе и быту сельских жителей. Мастеру интересна динамика движений, а лица либо не прорисованы, либо отвернуты от зрителя.
Брейгель подчеркивал равновесие между природой и человеком, достижение которого возможно только при достойной жизни. Фантастически выстроенные композиции создают
объемный мир со своими горестями и радостями.
Художник в своих произведениях нещадно выявлял низкие качества характера человека. Часто в картинах скрыт двойной смысл. То, что кажется, не всегда совпадает с тем, что есть на самом деле. На первый взгляд действие вполне понятное и обыденное: фермер идет своей дорогой, а за ним мальчик разоряет птичье гнездо. Но если присмотреться, фермер не так уж и прост.
Он указывает пальцем на озорника, но не останавливает его. Его глаза смотрят вперед, но не видят или, может быть, не хотят видеть. Ведь в одном шаге от него вода, а глаза пустые и немного глуповатые. Кажется, что зрачки покрыты тончайшей пленкой, которая позволяет видеть чужие грехи и игнорировать свои собственные. Лицо мальчика лишь обозначено, здесь главную роль играет само действие. Да и черты лица фермера прописаны вполне отчетливо, но почему-то как бы насмехаются над художником недалёким пацаном, который никак не остановит озорство.