Великий фламандский художник Питер Пауль Рубенс написал множество картин, в которых использовал собственный автопортрет. До него ни один художник не делал столько своих картин.
В отличие от написанных им портретов других людей, выполненных в стиле так называемого барокко — в пышных богатых одеждах с тяжелыми дорогими аксессуарами, автопортреты Рубенса больше похожи на будничные картины. Эти портреты вызывают ассоциации с фотографиями, сделанными кем-то дома в обычное время
имеет значение. В то же время в них нет ни капли нарциссизма или проекции каких-либо существующих или воображаемых достоинств.
На картине мы видим еще не пожилого мужчину в темной черно-коричневой блузе с воротником-стойкой и широкополой шляпе близкого к одежде оттенка. Белое пятно на воротнике вызывает покраснение бороды. Шапка лишена таких украшений, как перья и вышивка.
Фон картины, как и одежда мужчины, отличается простотой и приглушенными красками. Светлые волосы мужчины практически спрятаны под головным убором, изящная бородка обрамляет лицо, пышность усов укрощена парикмахером. Высокий лоб мыслителя, удлиненный нос благородной формы, румянец здорового человека на щеках. Мужчина смотрит на зрителя ясными темно-карими глазами, в которых читается ум, образование и энергия.
Все это не голословные утверждения, так как Рубенс был очень неоднозначной личностью. Он интересовался естествознанием и философией, переписывался со многими учеными того времени, а также занимался дипломатической деятельностью.
Рубенс писал портреты королей и вельмож разных стран, вел тайные и мелкие переговоры, занимался политикой. Он был неофициальным доверенным лицом инфанты Изабеллы. И при всем этом успел написать — и написал около 1000 картин.