Это один из обычных заказных портретов Рубенса. Но он очень необычен для нас сейчас, а тогда было довольно модно изображать дворянина, например, на коне. Достаточно вспомнить конные портреты Петра Великого или Екатерины Второй. Здесь у нас есть герцог Лерма. И я не зря вспомнил о русских представителях царской семьи.
Князь Лерма, как говорят, дальний предок рода Лермонтовых. Так это предок поэта Михаила Лермонтова. Однако это была лишь фантазия молодого поэта. Он просто не принял бы
с другой легендой, менее уважаемой им, что семья поэта происходила из шотландской линии. И он упорно всегда утверждал, что его предок был герцогом.
На самом деле герцог когда-то был очень заметной фигурой в Испании. Он много воевал, одержал много побед и в то же время был очень щедрым меценатом, покупая множество различных картин у самых известных испанских живописцев. Именно благодаря ему знаменитый музей Прадо в Мадриде пополнился невероятными шедеврами, которых нет в других музеях мира. Он дослужился до кардинальской шапки, но вскоре после получения должности впал в немилость и был арестован. Но через него, спустя много лет, начнется линия португальских королей.
Именно он способствовал установлению мира на территории сразу двух государств Испании и Португалии. Но никогда все не определялось заслугами, все определялось интригой. А герцог Лерма не умел интриговать. Он был воином, а не обманщиком.
Рубенс изобразил герцога на пике своей популярности, еще не старого, но уже и не молодого. На белом коне он похож на рыцаря белого меча. Это полотно сейчас хранится там же, в Прадо. Герцог Лерма был очень польщен такой работой и выполнен с таким мастерством. Надо признать, для самого Рубенса эта работа несколько необычна, он мало делал именно таких портретов.