Выдающиеся постимпрессионисты Гоген и Ван Гог в 1888 году работали творческим дуэтом на юго-востоке Франции — в городе Арле. Годом раньше художники имели возможность встретиться и по-дружески обменяться своими картинами. В дальнейшем отношения между гениальными артистами резко изменились.
Совместная работа могла вызывать раздражение, постоянные стычки, и даже знаменитый эпизод с отрезанием уха Ван Гога произошел в тот же период. Но были и положительные плоды взаимодействия французов и голландцев
мастеров живописи, а именно несколько замечательных картин. «Портрет Ван Гога» — как раз из их числа. Поль Гоген завершил ее в 1888 году.
Гоген рисует Ван Гога в своем неповторимом стиле. Подсолнухи, столь любимые коллегой, тоже изображены без подражания стилю Ван Гога. Мы видим художника, сидящего за работой. Запечатлен момент, когда он застыл в процессе творческого полета мысли. В левой руке палитра, закрашенная всеми возможными сочетаниями цветов. В правой руке кисть подносится к холсту на мольберте. Работа художника кипит.
Но результат творчества Ван Гога публика не видит. Гоген решил изобразить образ лицом к нам. Можно только догадываться, какими рисует знаменитый постимпрессионист свои любимые цветы – крупные подсолнухи. Они стоят рядышком, на столе, в красивой синей вазе с узорами.
Невзрачный коричневый жакет скрывает фигуру изображаемого. Лицо с узнаваемой рыжей бородой выглядит несколько дерзко. Черты лица смазаны, размыты, угловаты, во многом отличаются от остальных многочисленных портретов Ван Гога.
Фон портрета — пестрые широкие полосы разного цвета, столь характерные для картин Гогена. Удачно сочетаются друг с другом чистые цвета: желтый, зеленый, светло-голубой и лиловый.