Перед нами причудливая аллегория. Исследователи уверены, что это часть диптиха. Художник позаимствовал тему из стихотворения известного римского поэта. У нас есть первая картинка. Рафаэль изображает героя, который должен сделать правильный выбор. Он должен решить, что важнее: удовольствие или добродетель
Мы видим рыцаря, героически спящего под лавровым деревом. Он разделяет изображение на две части. На каждой странице художник изображает женщину. В левой части полотна мы видим живое олицетворение истинного
добродетели. В ее руках традиционные предметы: неизменная книга и острый меч. В правой части полотна мы видим олицетворение истинной радости. Она дарит рыцарю цветок, который является настоящим символом любви.
Художник постарался наполнить это произведение очень глубоким смыслом: рыцарь должен уравновесить оба этих начала в своей жизни.
Художнику удается передать различия женских характеров с помощью их внешности и определенной одежды. Мы видим, как строго одета Добродетель. Ее голова покрыта. На фигуре Удовольствия красуется модное платье элегантного фасона. Ее волосы игриво распущены и кокетливо украшены пышным цветком и роскошными жемчужинами.
Добродетель предлагает трудный путь. Мы видим его на фоне холмов и замка с пиками. Вы можете войти в него через мост. Радость, наоборот, изображена в невероятно мягком пейзаже, который ведет прямо к чудесному озеру, освещенному солнцем.
Мы не чувствуем, что эти две женщины соревнуются друг с другом. Художник показывает, что Добродетель и Удовольствие имеют абсолютно равные шансы. Мы не чувствуем, что видение становится для героя каким-то острым нравственным выбором. Идеальный рыцарь должен сочетать в себе все эти качества.
Сначала Рафаэль хотел изобразить Удовольствие соблазнительницей. Это видно только на эскизе. Но на экране она одета довольно скромно. Она награда истинного рыцаря.