Рафаэль — великий итальянский живописец эпохи Возрождения, и «Святое семейство» — одна из его ранних, филигранных и тонких работ, которую еще называют Мадонной с Безбородым Иосифом».
Иосифа обычно изображали с бородой, подчеркивая таким образом его возраст. Однако Рафаэль отказался от этого правила, и на его картине Иосиф выглядит старым за счет менее явных, а потому и более интересных признаков возраста. Его волосы слегка вьются и похожи на пух одуванчика, руки сложены на старческой трости. Они лежат ртом
глубокие морщины, опущенные плечи, как будто на них лежит вся тяжесть тяжелой жизни.
Мария с младенцем резко контрастирует с ним — они выглядят молодыми, почти сияющими в этой юности. Мария одета просто, волосы убраны под платок. Малышка на руках цепляется за нее, корчится так, как могут только совсем маленькие дети, которым удобно практически в любом положении.
Вместе три фигуры образуют своеобразный треугольник — вытащите из него кого-нибудь, и он упадет.
В них просматривается земное, семейное счастье, вместо обычной святости и меланхолии икон. Они смотрят друг на друга, кажутся обычной семьей. Мария смотрит на Иосифа с оттенком тихой грусти, младенец смотрит на него, как бы безмолвно спрашивая что-то, Иосиф смотрит на них так, как будто тоскуя по тому простому, земному, чего у него никогда не будет.
Быть отцом воплощенного Бога может быть почетно, но гораздо легче быть просто отцом собственного сына, и от этого можно извлечь гораздо больше счастья.
В изображении преобладают мягкие, приглушенные цвета, перетекающие плавно и медленно. Здесь нет резких линий, ярких пятен, кричащих черт. Все ровно, начиная от поз, линий лиц и заканчивая повторяющимися мотивами полукруга и арки.
Нимбы над головами едва очерчены, и это понятно — Рафаил изображал не только святых, но искал человека в святости.