Даная (1636-1647) Рембрандта Харменса Ван Рейна разительно отличается от современного минималистского искусства и знакома даже тем, кто не следит за сменой художественных стилей. Написанное 400 лет назад полотно поражает ясностью, живописностью и подтверждает высокие духовные ценности эпохи.
Картина Рембрандта создана на основе классических греческих мифов, но сюжет вынесен за рамки традиции. В центральной части изображения изображена Даная — милая нагая женщина, ожидающая прихода бога Зевса,
родить от него сына.
Положение женщины дает понять, что Даная ждет своего возлюбленного. Она нетерпеливо встает, чтобы встретить подругу, протягивает руку и смотрит на свет. Ее тело идеально, написано четко и живописно. Белоснежная кожа срабатывает от божественного света, настолько мастерски нарисованного, что создает иллюзию свечения изнутри. Образная и композиционная завершенность достигает своего предела.
Лицо, руки, тело — объекты особого внимания художника. Через них выражается духовная сущность личности Данаи. Героиня бескорыстна, ее любовь чиста и объективна, она открыта. Сначала дама была похожа на жену художника, но после ее смерти Рембрандт несколько видоизменил ее, дополнив образ чертами вновь возникшей страсти. Но рисунки сделали лицо более оригинальным и непохожим ни на одно другое. Получился эстетический идеал художника, не перестающий радовать зрителя.
Следующее изображение играет на черно-белых контрастах. Глубина здесь появляется благодаря драпировке над кроватью, фигуре служанки, с жадным интересом смотрящей вдаль. Есть мнение, что облик старухи напоминает самого художника, любившего запечатлевать себя в самых неожиданных героях.
Ангел над кроватью нарушает идиллию своими связанными руками и плачущей гримасой. Трудно сказать, почему художник увидел ангела именно таким, возможно, он заранее знает исход событий и грустит, что не может ничего изменить. Но как бы то ни было, «Даная» Рембрандта сотни лет восхищала человечество.