Рембрандт – известный голландский художник, гравер, мастер света и тени, работавший во многих жанрах, известный своими портретами. Обычно он изображал стариков, но без презрения и страха перед старостью.
Наоборот, с бесконечным уважением и убеждением, что вся история человека читается по его лицу. Его старики и старухи — величавые, сморщенные, скрюченные артритом — передают любовь мужчине. Каждому человеку, молодому и старому, больному и здоровому.
«Мужчина
в золотом шлеме» — одна из таких картин. О натурщике ничего не известно, некоторые считают, что это был брат Рембрандта, но эта версия не имеет доказательств. Однако, несмотря на эту неопределенность, в нем есть особая привлекательность. Возможно, это контраст.
Блестящая полированная кираса, сверкающий сверкающий шлем с пышным алым плюмажем — это красивые вещи, притягивающие взгляд, явно парадные, а не боевые. И надеваются они на старого солдата. Лицо его совершенно сморщено, измято жизнью — складка между бровями, глубокие носогубные складки, впалые щеки. Расчесанные седые усы, седые волосы смутно виднелись из-под шлема. Половина лица скрыта в тени. И взгляд его совсем не соответствует великолепию одежды — он усталый, задумчивый и непроницаемый, как будто солдат смотрит в никуда, а на самом деле видит поля сражений, текущую кровь, умирающих людей, которых слишком много повидал в его жизнь.
Возможно, он видит атаку кавалерии, которая ураганом проносится среди безоружной пехоты. Возможно, он представляет себе пушечные ядра, летящие по всему небу и разрывающие землю в клочья. Взгляд его полон безмерной усталости, как будто он изнемог и уже устал от самого себя.
Неважно, насколько красива форма, если она призвана петь о войне.