Рембрандт — величайший мастер Золотого века голландской живописи, который превыше всего ставил человека и его переживания. Даже в портретах он много внимания уделял внутреннему миру героя, раскрывая его мелкими, бросающимися в глаза линиями. В сюжетных сценах он раскрывался полностью. Творл в стиле классицизма.
«Святое семейство» его кисти отличается от других произведений той же тематики тем, что представляет бытовой момент, не выдающий ни святости, ни грядущих мук. В тесной комнате, в соломенной люльке,
укрывшись одеялом, Христос спит.
Его лицо спокойно, он мечтает о чем-то хорошем. Мать наклоняется над ним, отрывается от чтения, прикрывает колыбель от яркого света, мешающего малышу, при этом убеждается, что с ним все в порядке, что его не мучают кошмары, что у него не болит живот, что во сне он не дышит слишком поверхностно.
На заднем плане, под стеной, увешанной инструментами, Иосиф занимается плотницким делом. Топором разглаживает заготовку, низко наклоняется к ней. Его борода немного седая.
Краски картины приглушены, потому что в комнате полумрак, рассеянный светом от очага, и только божественный свет парящих тут же ангелочков — маленьких, пухленьких и любопытных — напоминает, что это не просто семья, а не просто обычная сцена из жизни. В колыбели спит не просто младенец, которых в мире сотни, а Бог, воплотившийся в человеческом теле. Что его мать зачала его от Святого Духа, без прикосновения смертного человека, и что Иосиф — земной отец Христа, а не просто плотник, работающий по вечерам в его доме.
Вся картина пронизана атмосферой умиротворения и умиротворения. Крест еще далеко, и страшная Голгофа, Пилат еще не умывает рук и не кричит в толпе: «Отпусти к нам Варавву!». До этого еще годы и годы. Тем временем мать баюкает ребенка, и в этот момент нет ничего важнее.