Святой Лука, рисующий Мадонну, представляет собой большую картину маслом на дубовой панели. Автором считается голландский художник Рогир ван дер Вейден, создавший шедевр между 1435 и 1440 годами. На картине, находящейся в Бостонском музее изящных искусств, изображен евангелист Лука, покровитель всех художников, изображающий Дева Мария кормит младенца Иисуса.
Фигуры помещены в изысканный интерьер, окно выходит на реку, протекающую через город. Среди многих
в иконографических символах, изображенных на картине, легко угадываются огороженный сад, фигуры, напоминающие Адама и Еву.
На творчество Ван дер Вейдена сильно повлияло творчество Яна ван Эйка, и картина очень напоминает написанную им в 1434 году Мадонну бургундского канцлера Николя Ролена. Положение и оттенок, которым написаны фигуры, обратные, в отличие от Ван Эйка, а святой Лука занимает центральное место — его лицо фактически воспринимается как автопортрет ван дер Вейдена. Есть еще три варианта картины. Они находятся в петербургском Эрмитаже, мюнхенской пинакотеке и музее Гронинге в бельгийском городе Брюгге. Бостонская картина признана оригинальной, но находится в довольно плохом состоянии, получив значительные повреждения, которые сохраняются, несмотря на обширную реставрацию и очистку полотна.
Историческое значение картины основано на великолепном искусстве, а также на редком изображении слияния земного и божественного царств того времени. Художник в искусстве находится в одной комнате со святой Мадонной, и таким образом ван дер Вейден одним из первых подчеркнул роль художественного творчества в обществе 15 века.