Это первый автопортрет великого гения сюрреализма — Сальвадора Дали. С холста на нас смотрит мрачный человек с обреченным выражением в глазах. Художник только нарисовал лицо и плен. Но даже по ним уже можно догадаться о многих особенностях.
Общий фон полотна очень темный, среди черноты лицо практически единственный объект, который можно различить, но и он писал довольно темными тонами, с большим количеством переходов и полутеней.
Лицо окрашено оливковой и коричневой краской, которая просвечивает
силуэт черной широкополой шляпы. Мы видим, что линия плеч обозначена алой тенью, а трубку он изобразил в сомкнутых, полных, красных губах ярко-лимонной деталью. Фигура автора не обращена к зрителю, он как бы смотрит на нас, идя далеко вперед. Это можно понять по направлению его взгляда, который смотрит все время назад. Но он повернет голову, как будто все, что происходит у него за спиной, не достойно его внимания. Он просто хочет спокойно, цинично оценить и ничего более. Некоторая надменность прослеживается и в манере написания автопортрета.
Мастер выделяет лицо таким специфическим оттенком, что кажется, будто оно покрыто золотым напылением. Складывается стойкое впечатление, что Дали хочет возвысить себя среди общей массы, показать, что он лучше других. Каждая его линия символизирует презрение и превосходство над наблюдателем. Острый точеный нос и массивный подбородок говорят об упрямстве и целеустремленности.
Можно заметить гипертрофированные размеры частей лица: очень большие глаза и губы, большой округлый подбородок. Также черная шляпа и плащ могут свидетельствовать о стремлении автора спрятаться, спрятаться в поглощающей его тьме всеобщей бездарности. Но он, благодаря своим талантам и неординарности, на это не способен.