«Исчезающие образы» — одна из многогранных картин Сальвадора Дали. Известно, например, что он создал уникальную комнату иллюзий, где использовал черты лица самой известной киноактрисы того времени Мэй Уэст. Самыми известными в этой инсталляции являются диванные губы.
Нечто подобное можно увидеть и в картине «Исчезающие образы». Издалека изображение на этой картине напоминает профиль старика, чем-то похожего на самого художника. Это на самом деле один художник, но другой Диего Веласкес, один
от кумиров Сальвадора Дали.
Если подойти ближе к картине и посмотреть под другим углом, черты старика расплываются, превращаясь в девушку, стоящую у занавески. В этом образе отражена известная картина голландского художника Яна Вермеера «Девушка с письмом». Та же девушка, письмо, занавес. На стене есть карта. Но если у Вермеера это классический реализм, то у Дали — сюрреализм.
Строго говоря, Дали не был здесь новатором. «Двойные картинки» появились задолго до него, как и композиция лиц людей с разных картинок. На открытках можно найти изображения поэтов, композиторов и даже Зигмунда Фрейда. Но гениальность Сальвадора Дали проявилась даже в том, что ему удалось сохранить вермееровскую игру света на щеке старика — или на стене.
Дали изобразил на картине двух своих кумиров, ярчайших представителей искусства — Веласкеса и Вермеера. Другой мог бы стать переписчиком, портретистом, но у великого испанца получилось свое, неповторимое полотно – «Исчезающие картины». Считается, что в образе женщины с письмом он изобразил свою жену Елену Дьякову.
Полотно находится в театре-музее, расположенном в родном городе художника, Фигерасе, на востоке Испании. В здании, где когда-то Дали выставлял свои первые работы.