Сальвадор Дали практически не создавал портретов других художников. Исключений очень мало – например, однажды он изобразил Веласкеса на картине. Одним из исключений является «Портрет Пикассо», написанный в 1947 году».
Отношения между двумя художниками, каждый из которых считал себя абсолютным гением (Он даже не постеснялся сочинить «Дневник»), были весьма своеобразны. Стремился ли он быть на одном уровне с Пикассо. Он присылал ему открытки, телеграммы, однажды предложил отказаться от прокоммунистических взглядов
и перейти к националистической франкистской Испании.
Пикассо же читать все потуги Дали только «рекламные штуки». Он никогда не упоминает имя Сальвадора Дали, не говорит о произведениях, не реагирует на сообщения — даже на знаменитый «Портрет Дали».
Этот портрет представляет собой смесь чудовищности и высокомерия. Здесь вы можете угадать некоторых дьяволов Пикассо. Это шлем, в котором работает художник, в котором Дали принял форму козлиных рогов, какие-то греческие мотивы.
Все картины глубоко символичны. «Портрет» не исключение. Вместе с чудовищностью и высокомерием здесь дань уважения уму Пикассо и его сентиментальности. Мандолина и цветы указывают на эти качества.
Сам Дали говорил, что на картине изображен император. Надменный, жестокий, сентиментальный. Греческие мотивы также выражены вместо традиционной императорской короны и лаврового венка.
Картина относится ко времени, когда Дали жил в Америке. Она выставлялась в Нью-Йорке зимой 1947-48 гг. Художник подготовил картину для постоянной экспозиции в собственном Театре-музее в родном городе Фигерас.
Портреты Дали – это не то, как выглядел тот или иной человек. Это – преднедние Дали об этом человеке. В значительной степени это – другие шаржи, бесплатные о большом уважении.