Русский художник, мастер пейзажа Сильвестр Щедрин много лет жил в Италии, где и умер в раннем возрасте. Этим и объясняется немалое количество картин, посвященных этой стране. Ведь глядя на мастерство пейзажиста и картины, которые были созданы в России, можно смело предположить, что останься Щедрин на родине, он написал бы ее с таким же профессионализмом, как и города Европы.
Итак, одна из картин под названием «Лунная ночь в Неаполе». Картинка поздняя, одна из последних. Известно, что артист находится ближе к дому
с натуры он писал более грустные пейзажи, не такие приподнятые и красочные, как более ранние работы. Будто чувствуя бизкую смерть, Сильвестр любит тон потемнее, любит изображать именно ночные виды.
Хотя то, что художник экспериментирует со световыми эффектами, остается несомненным. Не всегда это удается, и нельзя не признать, что солнечные полотна художника выходили спокойнее, полнее, мелодичнее…
Картина разделена на три части не самим художником, а зрителем в его воображении. Первая часть — море. Темно и даже темно, силуэты кораблей выглядят тревожно. Вторая часть – более светлая сторона. На ней стоит мирный дом, хотя полное отсутствие освещения внутри него тоже вызывает некоторое волнение. Успокаиавет сейчас костёр, символизирующий тепло, покой, сонливость, уют… А люди, греющиеся у огня, простояют смолбот какогото ритуала.
Середина, являющаяся одновременно третьей частью пейзажа, умиротворяет больше всего, потому что здесь мы видим самое светлое место — сквозь мрак облака пробивается мирный яркий лунный свет. В этой картине художник тоже экспериментирует: он сочетает холодный лунный свет с жарким светом огня.
Иван Айвазовский почитал Щедрина, считая его одним из виртуозов передачи тайн и тайн природы, проводником между ней и человеком. И, кстати, я унаследовал и усовершенствовал эту виртуозность.