Святослав Николаевич Рерих, сын Николая Константиновича Рериха, считается их народным художником как в Индии, так и в России. Он яркая и поистине уникальная фигура. Помимо художественной деятельности, Святослав, как и его отец, занимался общественной деятельностью. С детства мальчик увлекался живописью, лепкой, естественными науками. Он учился в США, сначала в Колумбийском университете, а затем в Гарварде. По возвращении в Индию он женился на известной актрисе Девике Рани, ставшей музой художника и его
постоянная модель.
Во всех своих работах Рерих развивал заложенные отцом принципы колорита — но в целом работы сына гораздо ярче и ближе по эстетике к индийской культуре. Стиль художника легко узнаваем, его жанровые картины представляют собой сцены своеобразной фантасмагории, полыхающие красками, приобретающие порой совершенно космическое звучание.
Святослав Николаевич начинал свою карьеру как портретист и добился в этом жанре больших успехов. С помощью глубокого сопереживания он всегда пытался понять характер изображаемого человека, вникнуть в суть его переживаний. «Удачный портрет — это больше, чем просто подобие», — сказал художник. Позднее Рерих-младший начал работать в разных жанрах, но знание человеческой природы и анатомии человеческого лица неизменно помогало ему создавать достоверные и виртуозные произведения.
Есть несколько автопортретов Святослава Рериха, созданных им в разные годы жизни, но самый известный написан в бежево-коричневых тонах. На этой картине мастер изобразил себя в индийской одежде. Несмотря на сравнительно молодой возраст, виски Святослава умиляет седина, в бороде тоже намечается седина. Волнистые каштановые волосы зачесаны назад, большие карие глаза выглядят серьезными и напряженными. Ухоженные руки с длинными тонкими пальцами сложены на коленях. Художник с глубоким внутренним миром — вот слова, которые первым делом возникают при взгляде на этот автопортрет.