Цыганская Мадонна изображает Деву Марию с Иисусом. Свое название работа получила потому, что девушка не похожа на европейку – у нее смуглая кожа и темно-карие глаза. Также видны черные как смоль волосы, торчащие из-под белого плаща. Женщина одета в одежду простого кроя, но сразу видно, что она сшита из хорошей, дорогой ткани. Это не хлопок, из которого шили одежду для обычных людей. Мария одета в длинное красное платье, а поверх нее бело-золотая шаль, закрывающая все ее тело
девушки.
Иисус изображается как очень маленький ребенок, который только недавно научился стоять самостоятельно. Мать завернула его в тонкий белый шарф. Но ребенку не холодно, скорее всего это просто проявление любви и заботы. Интересно положение, в котором Тициан изобразил ребенка. Он стоит на столе, больше похожем на пьедестал, а тело ребенка изогнуто точно так же, как статуя «Давид» работы известного итальянского скульптора и художника Микеланджело Буонарроти. В те времена эта статуя была символом красоты и отождествлялась с эпохой Возрождения.
Картина Тициана Вечеллио «Цыганская мадонна» относится к раннему периоду творчества венецианского художника. Но уже здесь мы видим, что Тициан отошел от популярного тогда способа изображения главной фигуры в центре произведения. Здесь мы видим, что человеческие фигуры нарушают симметрию — они изображены с правой стороны холста. Позади Марии видим драпировку ярко-зеленого цвета в полоску. Художник проявил невероятное мастерство в изображении этой ткани: видно, что еще недавно зеленое полотно лежало свернутым, где-то в глубине груди, так что мы можем наблюдать все изгибы и складки ткани.
На заднем плане изображена невероятная природа Флоренции, с ее бескрайними зелеными полями и опьяняюще низким небом.