Изображение изображает явление чуда. Когда первые христиане распространяли свою веру по миру, часто случалось, что язычники не желали их слушать. Так один из юных апостолов попал в руки жестокого царя, который посмеялся над ним и приговорил к примирению. Но когда приговор взялись привести в исполнение, оказалось, что тело юноши стало неуязвимым для топоров и палачи поверили в ужас.
На картине изображен момент, когда люди понимают, что происходит что-то не то, чего не должно происходить.
Проповедник
лежит на камнях, его глаза закрыты, а вокруг него щепки, которые остались от оружия. Вокруг него ошеломленные люди. Один из палачей, темнокожий, в чалме, показывает народу рукоять топора и топор в поднятых руках, остальные стоят на коленях, уткнувшись лицом в землю, вокруг идет движение. Людей влечет увидеть свершившееся чудо. Композиция характерна для картин эпохи Возрождения – она явно геометрическая.
Центр статичен и определяется лежащим телом. Слева и справа движение оживляет изображение, делает его динамичным, уравновешивает статику. Нехарактерно только резкое движение святого Марка сверху вниз, его протянутая рука. Он появляется из ниоткуда, его голова сияет светом, вокруг него развевается одежда, и одним своим движением он как бы ломает композицию, лишает ее целостности и в то же время странным образом уравновешивает ее.
Вера торжествует. Вдалеке видны горы и музей статуй, видно дерево и очень бледно-голубое небо, переходящее в тяжесть перед грозой.
Чудо не выглядит веселым или радостным. Она наполнена ужасающим смыслом, который призывает не любить Бога, а подчиняться ему. Не упасть с края
ю одеваться в благоговейном трепете и уткнуться лбом в пыль, стоя на коленях.
Это чудо есть торжество христианства над язычеством, но в самом образе есть что-то угрожающее и гнетущее.