Картина «Голубой мальчик» — одна из самых узнаваемых работ Томаса Гейнсборо. Художник создал свой особый стиль и способ написания портрета. Уделяя особое внимание моделям, он использовал окружающую природу, чтобы передать их настроение и характер.
Помимо важной роли пейзажа в композиции, Т. Гейнсборо использовал холодные тона, не свойственные традиционным канонам. Странно, что последний даже стал причиной полемики между ним и его современником Джошуа Рейнольдсом, считавшим, что
что теплые тона на основе коричневого и красного должны использоваться как основа для написания портретов.
Гейнсборо не пытался вступать в полемику со своим оппонентом; написав портрет «Голубого мальчика» в изысканных серебристо-голубых и серых тонах, он тем самым опроверг доводы своего оппонента.
Джонатан Баттл, ставший прототипом картины, был сыном богатого торговца железом и скобяными изделиями. Мальчик не был аристократом, но художник с обдуманным намерением нарядил его в роскошный и нарядный костюм. Впервые портрет был написан в 1770 году, когда в Британии было модно позировать в костюмах XVIII века. Второй причиной стало выражение независимости и важности на лице молодого человека, привлекшее внимание Гейнсборо.
Одежда лишь немного усиливает этот эффект превосходства. Т. Гейнсборо пытался уловить именно такое явление, утверждая, что благородство присуще не только в силу происхождения человека, но и характера самой личности. Поза одновременно и слишком проста, и полна вызовов, в результате чего за фигурой появляется беспокойное, темное, как перед грозой, небо. Мальчик стоит устойчиво и уверенно, его взгляд направлен на вас и пронзительно устремляется за горизонт. Он здесь, озаренный светом и переливающийся, как топаз, серебром и чистым небесным цветом, источая беспощадность и грацию. И в следующую секунду он исчезнет, как видение, размахивая шляпой.
Картина наполнена изяществом, теплотой и легкостью и является одной из любимых у самого художника. Между прочим, во время работы Томас Гейнсборо стал хорошим другом Джошуа Рейнольдса, который впоследствии остался преданным поклонником его творчества и коллекционировал его работы. Кстати, есть и более поздняя версия этой картины — «Розовый мальчик» или «Юная Николь». Она была написана в 1782 году, но не снискала прежней известности и неизвестна широкой публике.