Похищение Европы — шедевр, созданный в 1910 году Валентином Александровичем Серовым, известным русским художником. На написание картины мастера вдохновила поездка в Грецию, которую он совершил в 1907 году. В частности, Серова поразили руины Кносского дворца.
Художник обращается к популярному в античной мифологии сюжету о похищении Зевсом прекрасной Европы. Девушка была дочерью финикийского правителя Агенора. Могучий Зевс влюбляется в нее и решает похитить. Для этого он превращается в быка и в таком виде
появляется перед Европой и ее друзьями. Как только девушка, обманутая миролюбивым поведением животного, забирается ему на спину, бык бросается в море и увозит свою возлюбленную на остров Крит. Европа становится женой греческого бога, у них рождается трое сыновей.
Эта древняя легенда неоднократно вдохновляла художников задолго до Серова. Но его полотно разительно отличается от творений предшественников. Здесь нет ничего от ярких красок, легкости и изящества линий и мраморной прозрачности академических канонов. Скорее картина Серова производит впечатление масштабности и монументальности.
Интересна композиция картины «Похищение Европы». Все основано на диагональном движении. Это создает эффект интенсивного движения и устремления вверх. Силуэты всех действующих лиц — девушки, Зевса, дельфина — нарочито вытянуты по диагонали. Линия горизонта очень высокая. Большая часть пространства полотна отведена изображению моря, грозного, яростного и беспокойного.
В центре композиции стоит бык, за которого в ужасе вцепилась Европа. Движения Зевса, с силой рассекающего океанские волны, повторяет дельфин, что только усиливает динамику образа и придает ему особый ритмический рисунок.
Необычна и цветовая гамма произведения. Серов использует сочные, яркие цвета. Он отходит от старых канонов и делает быка не белоснежным, а оранжево-терракотовым. Художника, вероятно, вдохновили фрески, увиденные им на острове Крит. Это место особенно сильно выделяется на фоне сине-фиолетовых волн, сливающихся со свинцово-серым небом.