Картина Серова «Портрет Александра III» написана в 1899 году. В настоящее время работа хранится в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии в Копенгагене. Император изображен в парадном мундире и торжественной позе возле одной из парадных лестниц замка Фреденсборг (Дания).
Художник написал этот портрет прямо в Копенгагене, где бывал не раз. Дворец был написан с натуры, но, к сожалению, позировал ему не сам Александр III, а простой сержант.
На ярко-красном полотне мундира блестят
золотые эполеты и ордена почета, лицо, полное радости и гордости, уверенная и величавая поза. Серов был блестящим портретистом (недаром в начале XX века он был признан первым портретистом Российской империи): он писал Александра по памяти, когда тот был уже мертв.
Фон картины имеет большое значение, играет важную роль в выделении фигуры на переднем плане: повторяющиеся элементы окон и лестниц задают ритм, создают ощущение динамичности и торжественности, архитектуры и высокопоставленной личности идеальная гармония в картине.
Многие знают, что художник относился к Александру III с особым страхом, а император во многом помогал ему в жизни, в том числе публикацией двухтомной статьи отца. За свою жизнь Серов написал множество портретов царской семьи, в которых чувствовались характеры, а копировался не только внешний вид. При этом Серов не требовал больших денег за свою работу, так как не хотел чувствовать себя узником, лишаться свободы творчества.
Однажды был такой случай с картиной «Портрет Александра III»: княгиня Юсупова похвалила этот портрет, назвала его лучшим, а скромный художник отметил, что он вовсе не лучший. На самом деле, другие портреты были довольно плохи.