На этой картине Серова В.А изображен выдающийся деятель русской культуры, организатор многих выставок и опер, в том числе в Париже, создатель литературного журнала «Мир искусства» Сергей Павлович Дягилев.
Серов начал писать этот портрет в 1904 году, но художник быстро потерял интерес к живописи. Именно поэтому картина незакончена, но прописаны основные детали, положение позирующего тела, фон начат. Мы видим, что художнику удалось нарисовать лишь некоторые части тела Дягилева:
лицо и правая рука довольно хорошо прорисованы. Благодаря этому рисунку мы можем понять, что перед нами мужчина в сидячем положении, ему около 30 лет. Голова слегка наклонена вправо. Оказывается, человек очень долго поддерживал голову правой рукой. Но кто-то отвлек Дягилева. Он убрал руку от лица, и художнику, казалось, удалось запечатлеть этот мимолетный миг.
Позирующий изображен слегка задумчивым и раздраженным. Ему явно не нравилось, когда его отрывали от собственных мыслей. У него черные, густые, буквально просмоленные волосы, глубоко посаженные глаза, широкие темные брови, аккуратно подстриженные усы. На Дягилеве фиолетово-розовое пальто.
Видно, что художник не дорисовал волосы до конца, поэтому челка выглядит блеклой, почти сливаясь с кожей головы. Такая незавершенность придает картине дополнительную романтичность и загадочность. Достоверно известно, что полотно было изготовлено прямо на квартире Дягилева, где раньше располагалась редакция журнала «Мир искусства». Поэтому, судя по фону полотна, с помощью этой картины мы можем узнать, какого цвета были стены в квартире знаменитого импресарио.
В незавершенной части картины мы видим только линии, контур, по которому художник должен был продолжать работу над портретом в дальнейшем.