Домотканово Тверской губернии было задумано художником Серовым как место для создания солнечного портрета двоюродного брата. Но капризная погода любила неожиданно удивлять пасмурными днями. В.А.Серов изобретательно вышел из положения и решил одновременно написать еще одно полотно — «Заросший пруд».
Пейзаж 1888 года вышел мастерски глубоким и детализированным. Мы видим «заросший пруд» в серебряных, оливковых и миртовых тонах. Художник намеренно оставил яркие цвета и резкие переходы.
Палитра родственных тонов
успокаивает, очаровывает и даже успокаивает. Пруд кажется застывшим: его идеально зеркальной поверхности не коснулась ни малейшая рябь. Листья коричневатых кувшинок покрыли всю акваторию с островами. На берегу растут пышные ольховые деревья, слегка окрашенные в осеннюю желтизну.
На фото конец лета. Солнце уже тускнеет, стыдливо прячась за облачную пелену. Отблески слабого нежного света на листьях, стволах деревьев, в воде вызывают чувство любви к заброшенному, но очень красивому в своей естественности пейзажу.
Валентин Серов написал картину, похожую на сон, на сладкий сон. Природа отцвела и, насытившись теплым солнцем, готовится окунуться в осенние и зимние сны, чтобы вновь проснуться ранней весной, проснуться и, омывшись прохладным дождем, расцвести всеми красками.
Тайна и смысл исходят от полотна художника. Как прекрасный психолог, Серов умел изображать души людей на их портретах. Так же и природа, она наполнена глубоким психологизмом живописца, неведомой и полной загадок жизни.
Конденсированное пространство «Заросшего пруда» погружает зрителя в атмосферу затерянного леса, отстраненного от бессмысленной городской суеты.
Сейчас великолепное по исполнению и эмоциональной наполненности полотно заслуженно экспонируется в Третьяковской галерее.