Одна из самых известных и тиражируемых картин кисти Перова. Эта жанровая сцена как никогда прекрасно показывает огромный разрыв в обществе между духовенством и простыми смертными. Но даже среди простых смертных существует иерархия. Именно это Перов и изобразил на этом полотне.
Перед нами за столом сидит толстый неприятный священник и пьет чай. Он был совершенно измотан своим праведным трудом и поэтому сел за стол пить чай. Но на грех подошел к столу инвалид с полным
маленький мальчик Он пришел не просто так, а просить копейки. Но святой отец даже не обращает внимания на просьбу солдата с мальчиком, отвернув от них лицо, продолжает потягивать чай.
Но слуги отреагировали правильно, девушка стала сметь нищего из-за стола.
Скажи, не мешай наслаждаться радостями этого дня Святого Отца. А за их спинами другая монахиня тоже пьет чай, но только стоя. По своему званию ему не положено пить чай за столом и жевать все это бесплатно. Вот как поднимут потом ранг, так и раскроется душа. Так что держись…
Этим полотном Перов вызвал скандал в обществе. Это не просто холст, это бунт — художественный бунт против церкви. Правда, артист никогда не говорил, что все священники такие, но отмечал, что в большинстве своем они так себя и ведут. Он спрашивает зрителя: где же справедливость? Где церковное милосердие и немедленная помощь бедным? Такие священники не способны на такой подвиг. Ими руководят смертные грехи – тщеславие, обогащение.
Святые отцы такой благодетельной формации совершенно забыли о милосердии и любви к ближнему. Этого и добивался художник. Именно эту несправедливость он и проявлял – едкую, неприкрашенную. И надо сказать, что для того времени это было довольно смело.