Портрет 1857 г
Третьяковская галерея дала Перову ответственное задание: нужно было написать портрет Достоевского. Скорее всего, причиной тому были родственные взгляды.
Перов был воодушевлен поставленной перед ним задачей. Автор был близок ему схожими идеями, а также религиозными убеждениями. Но задача перед художником стояла непростая. Это определялось масштабностью личности автора и точностью художника его произведений.
Достоевский не ценил в портрете внешнего сходства
с изображенным на ней человеком, а не отражением его характера и психологической сущности. Самое главное – выразить свой духовный мир.
Перову удалось создать наиболее убедительный портрет Достоевского. Для всех поколений образ автора просто слился с этим творением. В это время шла работа над романом «Бесы». Автор активно искал оптимальные решения важных социальных вопросов. Перов смог передать этот поиск. Эта картина стала важным памятником целой эпохи.
Мы видим фигуру автора, изображенную на темном фоне. Цветовой схемы нет, так как все внимание сосредоточено на изображении внутреннего мира этого гения. Достоевский изображен немного сверху и частично сбоку. Голова повернута, черты лица сомкнуты, взгляд зафиксирован где-то в одной точке. Все это создает ощущение, что человек сосредоточен. Писатель положил руки на колени. Этот жест стал завершающим для композиции. Он говорит о внутреннем напряжении.
Перову удалось запечатлеть момент, когда творил Достоевский. Именно поэтому цвет такой сдержанный. Антураж полностью отсутствует. Мы едва видим стул, на котором сидит автор.
Наш взгляд, как магнит, притягивается к лицу. Но мы не рассматриваем портрет. Пластик лишен определенной прочности. Можно уловить движение, в котором пульсируют мысли автора. Это просто тянет вас в глубину. Художнику удалось запечатлеть момент, когда автору открылась страшная правда. Образ Достоевского проникнут сознанием страдания.