»Портрет писателя А.Н. Островского», написанная в 1871 году, считается наиболее удачным и реалистичным портретом Александра Николаевича Островского. Перову всегда удавалось почувствовать тонкую одухотворенную природу человека и изобразить его в лучшем виде.
В.Г. Перов изобразил Островского сидящим на стуле. Обои — обычная коричневая стена. Сам Александр Островский сидит в халате. Теплый мех на рукавах и воротнике. Такие детали дают понять, что Островский находится в домашней обстановке.
Василий
Григорьевич Перов обратил внимание на его лицо и глаза. Ведь он считал, что только глаза могут передать настроение и чувства человека. Глаз Островского на портрете голубого цвета. На них падает свет, и они словно светятся. С первого взгляда можно понять, что Островский — сложный человек. С одной стороны, он мягкий и пушистый мужчина, а с другой стороны, в его глазах есть какая-то сила и мощь.
Волосы и борода писателя рыжеватого оттенка. На голове видны только седые пряди. Вся картина выполнена в теплых тонах. От светло-красного до темно-коричневого. Светлое пятно на картине, конечно же, сам Александр Николаевич, на лицо которого свет падает с левой стороны. Его «домашняя шуба» практически сливается с фоном картины, виден только мех на рукавах и воротнике. А сама поза Островского тянется к светира.
Драматург немного наклонился вперед, чтобы свет падал на его лицо и руки. Кажется, будто персонаж на секунду останавливается, а теперь встает и произносит громкую речь или читает очередное творение.
Картина 105 см на 80 см, написана маслом. «Портрет писателя А.Н. Островского» находится в Государственной Третьяковской галерее. И что интересно, Третьяков специально попросил Василию Перову написать такую картину.