«Никита Пустосвят. Спор о вере» — картина известного русского художника Василия Григорьевича Перова. Полотно было создано между 1880 и 1881 годами, но история, которую оно рассказывает, произошла 5 июня 1682 года.
В центре картины простой православный священник Никита Пустосвят, приехавший в Грановитую палату Кремля в Москве для участия в споре о вере. Этот спор был затеян им, но судя по лицам присутствующих на картине персонажей — царевны Софьи, высокопоставленных жрецов
и придворных, ясно видно, что требования церкви, как и самой церкви, им не интересны.
Никита Пустосвят обвиняет священников в полном невежестве в том, что употребляемые ими святые изречения — это просто слова, смысла которых они практически не понимают.
Священник одет в простой подрясник, подпоясанный куском бечевки, на голове у него черный головной убор, положение тела полусогнутое, в руках свиток. Несмотря на то, что мужчина на картине находится в холопской позе, хорошо видно, что он готов бороться за свою веру до самого конца.
Окружающие священника люди повернуты к зрителю спиной и стоят на коленях, за исключением представителей высшего духовенства и самой княжны.
Картина написана мрачными красками, в ней представлены последние мгновения жарких дискуссий. Лица людей усталые, отрешенные, видно, что у каждого свое мнение.
Завершение этого рассказа художником показано не было. Та же историческая реальность изображена живописцем более чем беспристрастно, на полотне неясно, каковы настоящие чувства художника, неизвестно, как он относится к происходящему.
Из исторических источников известно, что Никита Пустосвят вышел победителем из затеянного им спора. Но уже на следующий день, после того как произошли события, отраженные на полотне, деревенский священник был схвачен и казнен по приказу царской семьи.
Доводы разума оказались бессильны перед применением физической силы и невежеством, от чего действительно страдали многие священники в описываемый период истории, не грамотные и не понимавшие того, что говорили, но взявшиеся учить других.