После появления картины «Неравный брак» на академической выставке (1862 г.) о художнике Пукиреве заговорила вся Россия. Эта успешная работа привлекла внимание общественности и вызвала бурную полемику в прессе.
Существуют разные мнения о разных браках. Однако история показывает, что такие браки в прошлом приводили к страданиям молодых девушек, которых насильно выдавали замуж за стариков. Это была настоящая трагедия для потерпевшего, поэтому эта тема часто присутствует в народных песнях, литературных
произведений и искусства.
Сам Пукирев происходил из семьи крестьян, он многое знал о жизни простых людей не понаслышке, его волновали проблемы общества. Картина «Неравный брак», ставшая вершиной творческой деятельности мастера, яркий тому пример.
Фоном картины является реальное событие о несчастной любви С. М. Варенцова, богатого продюсера, друга Пукирева. Кто обручился с бедной молодой девушкой Рыбниковой С.Н. Однако творческая фантазия художника не ограничивалась подлинными фактами. Пукирев намеренно изобразил жениха более пожилым, а невесту — почти ребенком. К тому же жених Пукирева не продюсер, а сухой и чопорный генерал в отставке.
Неприятный вид автор придает ему красками: глубокие морщины на лице, обвисшая кожа, туго зажатый воротник — все указывает на то, что чиновник — бесчувственный человек. Ему плевать на слезы невесты. Не поворачивая к ней головы, жених лишь шепчет свое недовольство.
Молодая невеста – полная противоположность «молодожену». У нее довольно овальное лицо, маленькие губы, светло-каштановые волосы, отливающие шелковистым блеском. В свадебном платье с кружевом, прозрачной фатой она выглядит особенно трепетно и очаровательно.
Свое уникальное полотно В. В. Пукирев посвятил судьбе «приданого». Его полотно «Неравный брак» благодаря своей актуальности было хорошо принято публикой.