«Побежденные. Реквием» относится к балканской серии работ художника Верещагина. На нем изображены разрушительные последствия знаменитого нападения на болгарский город Плевна. Для русской армии эти последствия обернулись огромными человеческими потерями.
Когда создавалась картина, в России была тенденция изображать военные парады и маневры. В отличие от многих художников, война для Верещагина всегда остается войной. Большая трагедия для миллионов людей, и не только погибших, но и выживших.
На
на полотне изображено бескрайнее поле и небо, затянутое облаками. На поле лежат тела убитых солдат, слегка присыпанные желтоватой землей. Все пространство, насколько вы видите, занято телами мертвецов, от начала поля до самого горизонта. Верещагин умел передать на полотно ощущение тоски, безысходности и полной обреченности.
Возле поля стоят два человека с непокрытыми головами. Это командир, прощающийся с павшими воинами, и священник, отбывающий по ним панихиду. Два живых — и огромное поле мертвых.
Картина «Побежденный. Реквием» выполнен в сдержанных осенне-летних тонах: голубом, бежевом, различных коричневатых оттенках. Эти цвета выбраны, чтобы подчеркнуть трагичность ситуации.
Современники высоко оценили разработку и исполнение произведения.
Полотно может дать двоякое ощущение. Сострадание к павшим солдатам — это одно. Обида на то, что такое возможно, — это другое дело. Такими работами художник обращается как к своим современникам, так и к будущим поколениям, и показывает им, что на самом деле означает слово «война». Не только красивые парады, героизм, марши, но и такие поля, усыпанные трупами. Это мнение Верещагина, русского офицера, прошедшего немало войн во второй половине XIX века и погибшего в составе русско-японского флота.