Полотно «Пруд» написано Виктором Борисовым-Мусатовым в 1902-1903 гг.
Писать картину автор начал в парке усадьбы княгини Прозоровой-Голицыной в усадьбе Зубриловка. Борисов-Мусатов изобразил свою сестру и Елену Владимировну Александрову. Картина была написана вскоре после того, как Елена согласилась стать невестой художника. В рисунке все детали демонстрируют воспетую автором женственность.
Многим зрителям, особенно тем, кто видел изображение в оригинале, оно показалось не совсем реальным,
в нем они видели нечто сказочное и оторванное от времени. Видимо, хотя полотно написано полностью с натуры, эта особая атмосфера объясняется душевным состоянием художника во время работы. Картина передает его видение мира: поэтичное и возвышенное.
В композиции отсутствует линия горизонта, что позволяет максимально слить передний и задний планы. Фигуры на картине дополняют друг друга: резервуар, выходящий за пределы холста, имеет овальную форму, как и аккуратно сложенная юбка одной из героинь. В отличие от всего вокруг, спокойного и утонченного, оно покрыто извилистыми складками, добавляющими образу динамичности, например мелкой рябью, оживляющей тихий морской пейзаж. В целом отсутствие природных пейзажей как таковых компенсируется отражающимися в глади воды деревьями, небольшими кустиками и зеленоватой травой.
Героини находятся рядом с прудом, на переднем плане картины. И несмотря на то, что водохранилище изображено очень близко, оно может показаться безмятежным небом, буквально нависшим над барышнями. А сейчас это совсем другой пейзаж, где дамы стоят на небольшой возвышенности, за которой может быть что угодно. Но скорее всего — лес, часть деревьев, что устремились к небу. Таким образом, художник-символист смог создать пейзаж, предстающий в совершенно разных вариантах, в зависимости от воображения зрителя.