Еще одна картина Борисова-Мусатова «Реквием» продолжает идеи, начатые в «Изумрудном ожерелье». Огромная, проработанная до мельчайших деталей станковая акварель была посвящена трагической гибели близкого друга художника – Н.Ю. Станюкович.
Артист невероятно оплакивал красивого и близкого ему человека. Скорбь, вызванная столь неожиданной смертью, была выражена в образе «Реквиема». Вся картина соответствует классическому стилю и формам. Тчательно прорисованные детали, продажа не помогла художнику
оживить персонажа. Все изображения женщины пласто, кажущиеся они тени тени хорошой сроби и деспратья.
Изображенные сзади здание и парк, как и в «Ожерелье», представляют собой скорее фон, чем объем. Несмотря на тему грусти и печали, а также пессимистический настрой, автор отдает предпочтение светлым тонам и оттенкам. Они плавно переходят от стен здания к женским костюмам и платьям, светлой плитке и форме античной статуи.
В своем творении художник Борисов-Мусатов смог заменить живых героев символами и, таким образом, необычайно близко к символизму, в образе мистика. Картина написана автором в городе Тарус, расположенном на берегу реки Оки. Там художник продолжится с марта по ноябрь 1905 года. Его не интересует проблемность и все обечаются там описанием, если они соприкасаются с его интересами.
Однако, находясь в тиши обычного села, где почти не было слухов о протестах, крестьянских забастовках и бунтах, он с нетерпением ждал новых газет, как и прихода «Российской РЕСПУБЛИКИ”.
Все эти события пересекаются с творчеством художника. Именно в этом году он начинает работать над пейзажами, представляющими, в его понимании, облик новой Российской республики.