Замечательный рассказ об обстоятельствах, приведших к рождению картины «Ковер-самолет». Молодому русскому художнику Виктору Васнецову был предложен очень заинтересовавший его заказ от крупного мецената и промышленника Мамонтова Саввы Ивановича. Предлагалось нарисовать картину, олицетворяющую удивительный полет, сказочное движение.
Планировалось украсить кабинет председателя Донецкой железной дороги. А вот созданные Васнецовым офисные помещения члены правления сочли неуместными в бизнес-среде
холсты. Таким образом, Мамонтов стал счастливым обладателем картин, украсивших его личную коллекцию.
Народное искусство избрало средством передвижения по воздуху летящий по небу ковер, на котором сказочный герой возвращается с победой. Иван-царевич с честью выполнил задание, нашел в далеком царстве, далеком государстве волшебную жар-птицу в золотой клетке, свет, озаряющий бледное небо. В нарядном и торжественном царском одеянии, традиционном для русских народных сказок, юный князь стоит во весь рост на ковре, парящем над небом. Весь его вид говорит о самоуверенности, отваге и несокрушимости героя.
Иллюзию движения создают растянутые по диагонали края полотна, отчетливо напоминающие крылья огромной птицы, рядом с которыми настоящие, испуганные птицы выглядят совсем маленькими и жалкими. Пейзаж, раскинувшийся под ковровым крылом, виден в перспективе, усиленный туманной дымкой.
Поверхность реки, текущей внизу, уходящей вдаль, подчеркивает реальность ощущения движения самолета. А уверенность в материальности, вес ковра-самолета создают изгибы. Осуществляя извечную мечту народа о покорении небес, образ наполнен оптимизмом и верой в прекрасное будущее.