Виктор Михайлович Васнецов – известный русский художник, широко известный в России и за рубежом как создатель шедевров на темы былин о богатырях и русских народных сказок. Но мало кто знает сейчас, какой вклад внесла религиозная живопись Васнецова в развитие русской православной культуры. Отец Васнецова был священником, а сам Виктор Михайлович окончил Вятскую духовную семинарию в 1867 году, после чего продолжил обучение любимому в то время искусству живописи в Петербургской Академии художеств.
В
в 1885 году Васнецов получает от профессора Петербургского университета А.В. Прахова приглашение на роспись свода Владимирского собора в Киеве, которая проводилась под патронажем известного русского мецената Саввы Мамонтова. И художник погружается в эту работу со всем рвением и горячим желанием служить Богу и отечеству, за 10 лет он создает несколько сотен эскизов и более 1000 квадратных метров фресок на стенах храма, многие из которых считаются шедеврами русской школы иконописи, а особенно неповторимый и неповторимый по своей одухотворенности образ Божией Матери с Младенцем, ныне именуется Васнецовской Богоматерью.
В образе Спасителя Васнецов создает свой страстный цикл, который выделяется как самостоятельный иконографический стиль и, по сути, становится эталонной вершиной религиозно-эстетических идеалов современности. Его мозаики на темы распятия Иисуса Христа, несения и снятия с креста, сошествия Иисуса во ад, фреска «Радость праведных о Господе», а также утраченные фрески из храма Спаса на Вода в Петербурге, от которой остались лишь зарисовки, — вдохновляет многие поколения истинной верой и является величайшим наследием Православной Церкви.
Картина «Распятие Христа» написана несколько позже его основных работ по оформлению церквей в Киеве, Дармштадте (1901 г.), в Гусь-Хрустальном (с 1895 г.), поэтому существенно отличается от большинства подобных работ. Если большинство библейских творений, по критическим оценкам специалистов, часто перегружены абстрактными деталями, перепадами пейзажей или одежд, то «Распятие Христово» максимально лаконично, сдержано как в красках, так и в действующих лицах картины. Объекты можно буквально описать несколькими словами. В центре картины изображен распятый на кресте Иисус Христос, который, судя по спокойному, умиротворенному выражению его изможденного лица и нимбу над головой, уже умер, Мария сидит у его окровавленных ног, сложив руки в молитвенная скорбь, а рядом с ним апостол Иоанн, с трудом сдерживающий рыдания от горя, которого праведная умирающая учительница вверила попечению Богородицы и назвала сыном Своим. Почти весь фон картины черно-коричневый, и лишь вдали едва освещен горизонт, что предвещает скорое воскресение Спасителя и радость праведников о Господе. Сейчас картина находится в Музее изобразительных искусств Карелии, г. Петрозаводск.
За работу в Варшавской церкви в 1912 году Васнецов был удостоен дворянского титула, в 1913 году — чина действительного министра.