Подсолнухи – это цветы, в которых Ван Гог нашел созвучие со своей душой. В своей жизни он рисовал их много и с удовольствием, а лучшие его времена характеризуются картинами с подсолнухами — яркими, живыми, наполненными силой и радостью.
В то время он жил в Арле, в маленьком желтом домике, побеленном изнутри, и мечтал создать сообщество художников, творческую мастерскую, где каждый мог бы творить то, что хочет, в атмосфере принятия и вдохновения.
Первым на его идею откликнулся его друг Поль Гоген, и в ожидании
к своему приезду Ван Гог задумал украсить все подсолнухами. В то время они были на всех его картинах. Ярко-желтые цветы, крепкие и крупные, ищут солнца и засыпают без него.
Однако тот период счастья быстро закончился. У Ван Гога случился первый приступ безумия, его заперли в психиатрической клинике, а когда он вышел, то обнаружил себя сломленным, несчастным и совершенно нищим. Платить за желтый дом было нечем, подсолнухи уже не радовали художника, а «Четыре увядших подсолнуха» были написаны как раз тогда. Они уже начинают подсыхать.
Болезненно сломанные стебли лежат в куче, лепестки вянут, цветы беспомощно смотрят в разные стороны, уже не глядя на солнце. Эта картина показывает быстротечность жизни. Как легко сломать стебель подсолнуха, так легко сломать человеческую судьбу.
Однако подсолнухи созрели, а значит, надежда еще есть. Семена, заключенные в них, можно посадить и превратить в прекрасные цветы. Природа возьмет свое, старые подсолнухи переродятся в новые, и они снова будут яркими, желтыми и радостными, повернутся к солнцу.
Предвкушение этого славного будущего в картине не очевидно, но оно есть. Словно подбадривая себя, Ван Гог изображает цветы, которые вроде бы повержены, но вскоре могут снова расцвести. Жизнь быстротечна, но она не имеет конца.
И всегда есть надежда.