При создании картины «Терраса ночного кафе» Ван Гог вообще не использовал черную краску. Но вряд ли кто-то станет спорить с тем, что на полотне изображено не ночное время. Это полотно было создано в так называемый арльский период творчества живописца (в то время была ясна желтая палитра оттенков, преобладавшая в творчестве художника). Это полотно также подтверждает обилие любимого автором цвета.
Если внимательно посмотреть на полотно, то даже можно почувствовать, что этот оттенок цвета переливается очень насыщенными и яркими
свечение, которое словно исходит из внутренней глубины полотна, решительно отрицая обыденность и скуку.
Есть предположения, что при создании этого полотна Ван Гог испробовал принципиально новый подход к воспроизведению окружающей действительности: ночную террасу он писал не в своей мастерской, как это обычно делали все, а работал непосредственно под ночным небом. Как известно из журналистских сообщений, художник использовал свечи, прикрепленные к его шляпе, для работы в ночное время в целях освещения.
Фактических данных, подтверждающих наличие столь необычного головного убора, нет. Лишь один раз об этом упоминается в переписке, где автор отмечает несправедливый подход к роли одной свечи, и все же этого вполне достаточно, чтобы исключить появление «традиционной ночи, с белесым и холодным светом…»
Вся композиция «Терраса кафе» рассматривается исследователями и критиками как вариант, очень похожий на известное произведение Анкетена «Вечерняя авеню де Клиши». В целом в картине Ван Гога «Терраса кафе» преобладает сугубо положительное настроение, благодаря весьма оригинальному световому решению, позволяющему простому зрителю воспринимать полотно как объект материальных и духовных ценностей.