Полотно с изображением драмы – скорее исключение в творчестве Владимира Маковского, чем тренд. Его картины обычно светлые и добрые, но известие о том, как турки жестоко расправились с болгарским населением и подавили восстание, не могло оставить равнодушной тонкую художественную натуру.
Персонажи картины «Болганские мученики» — две молодые женщины, одна из которых, возможно, уже мертва, младенец, которому, видимо, никогда не придется познать земную жизнь, и трое турецких палачей. Они окружили
несчастная женщина и срывает с себя одежду, и она пытается удержать рыдающего младенца в руках, но глаза ее прикованы уже не к ребенку, а к измученному другу, лежащему на спине на полу. Вокруг нее лужи крови. Это следы пыток.
Судя по окружающим предметам и обстановке, действие происходит в православном храме, что еще больше подчеркивает кощунственность происходящего. Храм сильно поврежден, теперь настала очередь молодой матери и ее ребенка. Я просто хочу сказать, что у этих турецких воинов нет ничего святого.
Хотя у них разная вера, но они могут остановиться перед маленьким человечком, который только начал жить, перед его мамой, без которой младенец и дня не проживет, но жесткость этих трех турок не дает никакой надеюсь, что те, кого забрали, выживут.
Увековечив такую драматическую историю, Владимир Маковский решил продать свою работу и направить вырученные деньги в Болгарию — помочь пострадавшим, хоть как-то помочь этим людям залечить душевные раны.
Благодаря этому образу мы теперь яснее понимаем, что такое бесчеловечность, и как любая война, даже самая маленькая, даже простое подавление мятежа может скрутить души, но этого не должно быть на земле.