Маковский был настоящим мастером бытовой росписи. Каждую сцену он изображал с юмором, но в то же время все работы художника были проникнуты глубоким смыслом.
Мы видим двух мужчин, которые сидят и о чем-то разговаривают. Точнее, они даже не просто разговаривают, они спорят. На одного человека хватает ногольского наряда, который дополнен баллоном. В райч его трость. Его противник в сером пальто. В райч у него газета. Тема спора становится понятной с самого начала. Скорее всего, политстатейку читали, а теперь зачитывались
обсуждать.
Для Маковского все детали важны. Не случайно он с таким мастерством изображает стол с белой скатертью, на которой лежит газета и стоит чашка. Бело-рыжая собака уютно расположилась под столом. Художник изобразил ее для того, чтобы оживить композицию. Это своеобразный слушатель того жаркого спора, который разгорелся между двумя седовласыми людьми.
Зритель может предположить, что об этих героях полотна Маковского спорить совершенно неважно. Для них важен сам процесс. Их позы и лица выражают невероятную живость. Перед нами представители двух сословий того времени. Весь смысл их жизни в постоянном доказательстве собственной правоты. Нужно сделать это? Это другой вопрос. Они наслаждаются самой жаркой беседой. Скорее всего, в этом споре никогда не родится истина. Каждый останется при своем мнении.
Маковский умело использует палитру цветов. В картине преобладают коричневые и серые тона. Белое пятно – это скатерть и газеты. Здесь также важен фон. На серой стене висит все та же газета. Справа можно увидеть полуоткрытую дверь, ведущую в соседнюю комнату. Возможно, герои ждут, когда же их примет высокопоставленный начальник.
Маковский изобразил знакомую бытовую сценку, но в то же время сумел передать собственное отношение к происходящему. Он смотрит на героев с некоторой иронией и в то же время думает о своей современной жизни.